понедельник, 5 сентября 2016 г.

Какой сенсор мыши лучше? Часть 3-1. Плюсы PMW3310, S3988, PMW3366


Последняя часть серии статей будет посвящена наиболее совершенным в техническом плане сенсорам Pixart: PMW3310, S3988 и PMW3366. Как обычно, мы кратко рассмотрим технические характеристики и особенности поведения данных устройств.



Сначала поговорим о плюсах.

Технически основное преимущество данных сенсоров по сравнению с более низким ценовым диапазоном - это сочетание большой матрицы сенсора с высокой частотой фотографирования поверхности (fps).

Размер матрицы сенсоров 3310 и 3988 составляет 30х30 пикселей (наследие А3080, А8200, А3090). Матрица 3366 имеет размерность в 40х40 пикселей (!!!), при этом непосредственно для определения движения используется участок 36х36 пикселей, остальная часть матрицы нужна для каких-то вспомогательных целей (пока не совсем ясно для каких).

Все эти сенсоры используют прогрессивную технологию переменной скорости фотографирования: чем больше скорость движения мыши - тем чаще фотографируется поверхность. В теории, это помогает сенсорам быть более точным как при медленных движениях, так и при очень быстрых. При этом, 3310 и 3988 имеют три диапазона скоростей в которых происходит изменения fps сенсора, а 3366 - четыре.

Фреймрейт 3310, 3988, 3366 изменяется следующим образом:

3310: 2000 fps при скорости 0-0.2 м/с, 4000 fps при 0.2-0.8 м/с, 6500 fps свыше 0.8 м/с

3988: 3000 fps при скорости 0-0.2 м/с, 7000 fps при 0.2-0.8 м/с, 12500 fps свыше 0.8 м/с

3366: 4100 fps при скорости 0-0.4 м/с, 4900 fps при 0.4-0.8 м/с, 5900 fps 0.8-1.1 м/с, 12500 fps свыше 1.1 м/с.

Значения скоростей и соответствующих им fps получены косвенно для некоторых моделей и указаны приблизительно, а также могут отличаться для разных мышек. В официальных спецификациях на 3310 и 3988 указаны лишь максимальные значения fps: 6500 и 12500 соответственно, с пометкой "переменный фреймрейт". Это предусматривает возможность произвольного изменения фреймрейта компанией-производителем игрового устройства (хотя маловероятно, что кто-то будет это делать). Для 3366 официальная спецификация отсутствует. Однако есть данные, что fps в 3366 изменяются полностью в автоматическом режиме и не доступны для перепрограммирования.

Пятая реинкарнация Razer Deathadder - Chroma. Сенсор S3989. (c) www.techradar.com
Нативные dpi сенсоров следующие:

3310: 5000 dpi с шагом 50

3988: 6400 dpi с шагом 50

3366: 12800 dpi с шагом 50 (logitech искуственно ограничивает максимальное dpi до 12000)

Следует помнить, что значения dpi могут отличаться на разных устройствах с 3310 и 3988 внутри (Zowie ZA/EC-A 3200 dpi, Mionix Avior 7000 - 7000 dpi, Deathadder Chroma - 10000 dpi и т.д.), т.к. производители могут использовать другую линзу, искуственно завышать dpi и т.д.

3366 не предусматривает возможности замены линзы производителем, поэтому можно ожидать, что этот сенсор будет вести себя одинаково в любом устройстве.

В качестве источника подсветки поверхности во всех сенсорах используется инфракрасный (невидимый) светодиод, обладающий лучшим соотношением сигнал/шум по сравнению с красным светодиодом.

Все рассматриваемые сенсоры имеют возможность калибровки в отношении конкретной поверхности. Чаще всего, это необходимо для уменьшения высоты отрыва мышки. Существует ошибочное мнение, что механизм калибровки сенсора сводится к изменению силы светодиодной подсветки. Это не так. В сенсорах 3310 и 3988 калибровка осуществляется путем изменения числа различимых деталей поверхности, при которых сенсор прекращает работать (при поднятии мышки изображение на матрице становится менее контрастным, и сенсор это видит). В сенсоре 3366 механизм калибровки более сложный и не совсем понятный: но судя по всему, сенсор реально учитывает особенности структуры того или иного коврика, путем внесения каких-то поправок в алгоритм трекинга.
Logitech g303 и ее "передовая" форма. PMW3366

На практике, высота отрыва мышек с сенсорами 3310/3988/3366 уже из коробки обычно довольно низкая. Поэтому попытки уменьшить высоту отрыва часто приводят к тому, что мышь начинает плохо работать. Поэтому тут надо быть осторожным. Калибровку имеет смысл проводить на некоторых твердых ковриках, которые увеличивают высоту отрыва. Также на некоторых моделях с сенсором 3310 был замечен баг: мышь периодически калибровалась сама по себе, и если в момент автокалибровки её перевернуть, сенсор после этого вообще перестает работать.

Что нужно пользователю

Во-первых, это крайне высокая максимальная скорость работы сенсоров:

3310: около 6 м/с
3988: около 7 м/с
3366: свыше 8 м/с (свыше 10 м/с согласно неофициальному заявлению представителя logitech)

Цифры просто запредельные. Это при том, что даже в тестах редко кому удается разогнать мышку до 5 м/с, не говоря уже про реальную игровую ситуацию. Но стабильные 4-4.5 м/с в нынешнее время крайне важны, и с этим проблем нет.

Второе - акселерация. Акселерация (вариации cpi от скорости) во всех сенсорах минимальная на уровне 1-3 процентов. Однако, судя по результатам пользовательских тестов, 3366 по этому показателю, все-таки, немного опережает 3310 и 3988. Опережает их, как ни странно, и более простой AM010 (Logitech g100s/g302/g402).

Самое главное, высокая производительность сенсоров позволяет точно считать углы. Это то, что отмечает большинство пользователей 3310, 3988 и 3366 - естественная передача движений руки на курсор/прицел. Даже люди с "майкрософтом головного мозга" сдались. Хотя такая оценка крайне субъективна, но другой пока нет. Особенно заметна разница по сравнению с дешевым сегментом: А3050, PAW3305

Топовые сенсоры и киберспорт

На сегодняшний день подавляющее большинство профессиональных игроков в Counter-Strike: Global Offensive используют мышки с топовыми сенсорами. Наиболее популярен 3310 (Zowie ZA/EC-A, SteelSeries Rival), затем идет 3988 (Razer Deathadder 2013/Chroma), замыкает тройку с большим отставанием 3366.

Королева киберспорта Zowie ZA11. PMW3310 (c) root-nation.com

Прежде всего, хочется ометить сильно возросший уровень стрельбы в современном контр-страйке, по сравнению с эпохами Microsoft 1.1 и SteelSeries Kinzu/Xai/Sensei. Любой матч на крупном турнире - это сборник фантастических фликшотов и невероятных попаданий в голову. Конечно, можно возразить, что современный counter-strike - это большой спорт, и спортсмены теперь уделяют гораздо больше времени тренировкам. Но скорее всего, возросший уровень стрельбы - все-таки явление комплексное, и последнее поколение игровых сенсоров играет в нем не последюю роль.

Впрочем, даже в топовых сенсорах не все так гладко. О проблемах сенсоров PMW3310, S3988, PMW3366 поговорим в продолжении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
какой сенсор мыши лучше? Часть 2. Средние сенсоры
какой сенсор мыши лучше? Часть 1. Слабые сенсоры.
точный сенсор мыши глазами Logitech. Часть 2.

6 комментариев:

  1. первый нах

    сменил 3366 сначала на 3988, потом на 3310.
    0 разницы по ощущениям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все-таки все три сенсора премиум-класса. Кстати, вопрос автору: а вы чувствуете разницу между этими тремя сенсорами? На практике.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Разница этих "Топовых сенсеров" ощутима, мне довелось поиграть на разных настройках и ковриках. Меняется управляемость (отзывчивость) в игре каждый раз, приходится адаптироваться. Подожду Logitech g pro, заменю майкрософт головного мозга "WMO"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сравнивать нужно в 1 корпусе;) И тогда не исключено,что не только между ними,но и с А3050 разницу не найдете.

      >>Подожду Logitech g pro, заменю майкрософт головного мозга "WMO" -- на 3366 головного мозга :D

      -----------------------------
      Автору спасибо за статью! точнее цикл. И вообще сайт! оч интересно, ждем новых работ)

      Удалить
  4. У 3310 не может быть скорости срыва "около 6 м/с", так как заявлена 130 ips - а это всего 3.3 м/с

    ОтветитьУдалить